Loading...
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЛЕТОПИСЬ РОССИИ

БАЙКИ ГЕРОЕВ ЭЛР

ГЛАВНАЯ / Герои ЭЛР / БАЙКИ

Акционеры-козлы

АВТОР ИСТОРИИ: Черкасский Борис Васильевич

До выхода закона «О рынке ценных бумаг» эмитент мог сам вести собственный реестр, если в нем было меньше тысячи акционеров. Однако Госкомимущество, а потом ФКЦБ постоянно грозилось лишить эмитента этого права, ужесточить, усугубить и так далее. Поэтому запуганные банки, услышав очередной слух о близящемся запрете, регулярно посылали в ЦБ официальные запросы: «Можно ли нам?».


До выхода закона «О рынке ценных бумаг» эмитент мог сам вести собственный реестр, если в нем было меньше тысячи акционеров. Однако Госкомимущество, а потом ФКЦБ постоянно грозилось лишить эмитента этого права, ужесточить, усугубить и так далее. Поэтому запуганные банки, услышав очередной слух о близящемся запрете, регулярно посылали в ЦБ официальные запросы: «Можно ли нам?». А мы им с той же регулярностью отвечали, что можно. Обычно такие ответы писал я. Один раз запрос пришел в форме телеграммы. Недолго думая, я набросал стандартный ответ, завизировал его, у кого положено, получил подпись начальника и отдал на отправку. Ответ заканчивался примерно такой, совершенно невинной по тем временам фразой:

ТАКИМ ОБРАЗОМ, КРЕДИТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИМЕЕТ ПРАВО САМОСТОЯТЕЛЬНО ВЕСТИ РЕЕСТР СВОИХ АКЦИОНЕРОВ В СЛУЧАЕ, ЕСЛИ В СООТВЕТСТВУЮЩЕМ СПИСКЕ СОДЕРЖИТСЯ НЕ БОЛЕЕ 1000 АКЦИОНЕРОВ.

Эта фраза не случайно набрана прописными буквами. Дело в том, что на телеграфные запросы отвечать полагалось тоже по телеграфу. Начальником Управления ценных бумаг в то время был А.А.Козлов. Его фамилия и должна была стоять под ответом. Особенностью отправки телеграфного текста было то, что точка в конце не ставилась, фамилия подписавшего ответ без инициалов печаталась на отдельной строке, а перед ней почему-то было положено ставить знак «=». Когда принесли копию отправленной телеграммы, ее вид произвел на меня сильное впечатление. При форматировании текста получилось так, что последняя строка оказалась заполненной до конца, в результате чего в банк ушло следующее сообщение:

ТАКИМ ОБРАЗОМ, КРЕДИТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИМЕЕТ ПРАВО САМОСТОЯТЕЛЬНО ВЕСТИ РЕЕСТР СВОИХ АКЦИОНЕРОВ В СЛУЧАЕ, ЕСЛИ В СООТВЕТСТВУЮЩЕМ СПИСКЕ СОДЕРЖИТСЯ НЕ БОЛЕЕ 1000 АКЦИОНЕРОВ

=КОЗЛОВ

Интересно, что больше запросов из этого банка про ведение реестра не поступало. А сама телеграмма, наверное, до сих пор хранится в архивах Центрального банка.



Книга: История российского фондового рынка: депозитарии и регистраторы. Книга первая
Герой: Черкасский Борис Васильевич

Черкасский Борис Васильевич

НАШИ ПАРТНЕРЫ